{play}02.mp3{/play}
Печать

 

Рядовая Лебедушкин хочет к маме

"Даже не знаю как доложить, товарищ полковник. Такого ЧП у нас еще не было. Рядовой Лебедушкин из пятой роты стал девушкой". Полковник поперхнется чаем, почешет затылок. Поинтересуется, "все ли мужское достоинство отсутствует" у загадочного рядового и "что тогда имеется в наличии". Услышит, что в наличии имеются "грудь и сопрано", И придется полковнику решать кадровую задачку, которая не описана ни в одном учебнике по военному делу.

Ситуация и название пьесы сомнений не оставляют - добром дело не кончится. Мотылькам ведь положено лететь на свет и сгорать.

Фантасмагорическую задачку с грустным решением задал драматург Петр Гладилин. Поставил Евгений Каменькович в паузе, пока большая часть "фоменок" гастролировала по Европе и Японии. После длительного перерыва в премьере занят один из ведущих "старичков" труппы Юрий Степанов (полковник). И по литературным масштабам, и по "плотности" режиссуры "Мотылек" - камерная интермедия между конгениальными Пушкину да Толстому спектаклями "генерал-лейтенанта" Петра Фоменко (согласно табелю о рангах от коллег по цеху). Но интермедия очень симпатичная и сентиментальная-сентиментальная. В другом театре сквозь сентиментальность пьесы нет-нет да и проступило бы дурновкусие, но "фоменки" превращают в поэзию все, к чему прикасаются, точно античный царь Мидас - в золото.

Итак, рядовой Лебедушкин (Полина Кутепова) был натурой творческой и ранимой. Выгнанный из театрального института и загремевший в армию, он не утратил любви к театру и даже сочинил кусочек пьесы про межзвездные миры и межпланетную великую любовь. От издевательств ротного капитана Лебедушкин, что называется, решился на крайность и.превратился в девушку. И теперь вместо обычного москвича-интеллигента-рядового "в наличии имеется" хрупкое рыжее существо, которое бредит театром, шьет изящные платьица из занавесок, томно жалуется на "больные дни" и жалобно просит отпустить его, то есть ее, в Москву к маме. Солдафоны перед сложной дилеммой -то ли в бараний рог согнуть этого симулянта, то ли отпустеть барышню подобру-поздорову.

Непременная ирония и подчеркнутый аристократизм - то, что всегда отличало игру "фоменок" вообще и в частности эту роль Полины Кутеповой, чья героиня изъясняется так изысканно и держится так гордо, точно окончила Институт благородных девиц. Зал хохочет, когда восторженная барышня по приказу полковника читает свое творение про любовь неких Азельмы и Соль Минор, а полковник ей в ответ (сам от себя не ожидая, что так расчувствуется) - про то, как "четыре дня из гостиницы с Ольгой не выходили - так любили друг друга". Но когда через несколько минут рядовая Лебедушкин противостоит в одиночку жлобу-капитану (Тагир Рахимов), который тихо, вкрадчиво, чуть ли не заботливо обещает отправить ее домой в цинковом гробу, - мороз по коже.

По закону жанра (сказку про чудесное превращение драматург счел невозможным свести просто к армейской чернухе) одного - полковника - в свою веру она все-таки обратит. Юрий Степанов замечательно играет этакого русского медведя, чья душа точно находится в спячке (а иначе не выдержать собственных воспоминаний о погибших друзьях, о бросившей жене), которому эта тонкорукая рыжая малявка в два счета расцарапала сердце. И на землю ее вроде бы надо вернуть, и не погубить при этом, и самому "летать охота".И "долетаться" однажды до ночных репетиций "Отелло" с рядовым Лебедушкиным (да простит Вильям наш Шекспир, но именно сцены из самодеятельного "Отелло" кажутся здесь скучноватыми). И до того, что гибель рядового Лебедушкина - допустимая по уставу на боевых учениях - покажется бывалому полковнику непоправимой потерей.

Ольга Фукс